В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением.
Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна. Экологическое образование и воспитание сейчас ещё и веление времени: в результате потребительского отношения к окружающему миру человечество стоит перед лицом экологической катастрофы, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи: - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к ней, - формирование ответственного отношения ко всякой деятельности, затрагивающей природу, - формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной среде. – формирование условий для развития опыта взаимодействия обучащюихся в разнообразных процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
- экологическое сознание,
- экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Решая задачи экологического образования детей, в первую очередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, научить применять на практике полученные знания; необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой.
Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением, с живым интересом изучают природу родного края, наблюдают за погодой и за сезонными изменениями в природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.
Дети познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, напрямую зависит от их образа жизни в детстве, а, значит, от педагогов, организующих и участвующих в их обучении и воспитании.
При решении вопроса экологического образования и воспитания все формы и виды учебной и внеурочной деятельности детей должны выступать в тесной взаимосвязи. В нашей школе накопилась определенная система и положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся.
В урочное время у детей постепенно формируется система знаний об окружающем мире и ценностное отношение к ней, т. к. учебный материал по всем предметам содержит в этом отношении большой потенциал.
Чтение, беседы, просмотр презентаций и видеофильмов, выполнение разнообразных заданий, экскурсии, наблюдения должны убеждать детей, что окружающий мир требует внимательного и бережного отношения. Большое удовольствие детям доставляет постоянное наблюдение за изменениями в природе и работа с календарём.
Когда идём на экскурсию или на прогулку, мы также наблюдаем за сезонными изменениями в природе.
В школе проводится большое количество разнообразных мероприятий: единые уроки, единые занятия, праздники, которые и развивают кругозор, и воспитывают экологическое мировоззрение детей и экологическую культуру.
В нашей школе для обучающихся постоянно организуются выставки рисунков и поделок, которые не только развивают творчество и познавательную активность детей, но и учат видеть прекрасное в обычном. Для выставок поделок дети используют природный материал, взаимодействуя с природой, прикасаясь к ней руками и видя её разнообразие и богатство.
Ежегодно ребята участвуют в экологической акции «Помощь птицам. Изготовление кормушки», которая учит детей не быть равнодушными.
Проводится акция «Лепим снежные фигуры», развивающая креативность и также учащая взаимодействовать с природой.
Для детей организован кружок экологической направленности «Цветоводство».
Уход за цветами позволяет каждому ребёнку привнести свой личный вклад, учит любить и понимать природу.
Работа по воспитанию экологического сознания ведется ежедневно, непрерывно и при соблюдении режима дня, т. к. режим дня, гигиена, здоровый образ жизни являются компонентами экологического воспитания. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
Например, прогулку н организовывать таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.
Физический труд призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневное дежурство в помещениях интерната и уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от листьев и снега. Это и облагораживание территории: уход за закреплённой за классом клумбой: прополка, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.
Формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У обучащихся должна формироваться убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.
Я, как учитель развития речи, природоведения, также работаю над решением задач экологического воспитания: в соответствии с уровнем развития детей стараюсь приобщить их к природе, научить их видеть и ценить красоту природы и бережно относится к ней. Использую большое количество наглядности. По каждой теме имеется комплект картинок с табличками. Результат у детей разный, но прогресс имеется. На каждом уроке работаем с календарём погоды, обсуждаем погоду. Ходим на экскурсии наблюдать за природой. Альбом.
Также руковожу кружком «Цветоводство».
На занятиях мы изучаем комнатные растения, смотрим небольшие фильмы о растениях, их жизни и развитии, убеждаемся, что растения – живые организмы, и учимся ухаживать за ними; стараемся быть внимательными и бережливыми, учимся видеть красоту природы и бережному отношению к ней. Мы оформляем «Паспорт растений».
Обучающиеся класса принимают участие во всех школьных мероприятиях: (праздники, единые занятия, выставки рисунков, поделок) в акциях («Кормушка», «Лепим снеговиков»), принимают участие в трудовых процессах: дежурство в классе, по школе, в столовой, убирают дворовую территорию. По мере своих возможностей.